Офорт – самая живописная техника гравюры. В Средние века ее используют арабские мастера, чтобы украшать вооружение (для насечки узоров на стальных изделиях), и лишь в начале XVI века она впервые применяется для получения эстампов с гравированных досок. Первыми из известных граверов, кто использовал эту технику были Урс Граф и Альбрехт Дюрер.
С 1530 г, она начинает свое победное шествие благодаря Франческо Маццола, более известному как Пармиджанино, который, освоив эту технику, пользовался ей с чрезвычайным блеском. Офорт очень быстро становится излюбленным средством выражения "художников-граверов ".
Основной инструмент офортиста - простая игла, позволяющая достигать графических результатов, близких к технике рисунка пером. Между тем, эта техника претерпевает значительные изменения в начале XVII-ого века, благодаря трем главным нововведениям, которыми она обязана лотарингскому граверу Жаку Калло. Он начинает использовать трехгранный инструмент, близкий к резцу, который позволяет изменять толщину штриха, добиваясь, таким образом, особенного изящества в передаче объемов. Это расширяет графические возможности офорта. Он также отказывается от употребления мягкого лака, использовавшегося до сих пор, который не давал возможности граверу опираться рукой на пластину. Он вводит в обращение твердый лак, позаимствовав его у скрипичных мастеров, который обеспечивает легкость исполнения, действительно аналогичную легкости исполнения рисунка пером. Кроме того, Жак Калло изобретает способ "многократного травления", что позволяет защищать некоторые участки пластины после первого травления, прежде чем ее погружать снова в травильную ванну. Это позволяет ему обыгрывать толщину и глубину штриха и изменять таким образом характер линии с большой точностью.
Абрахам Босс, благодаря применению более эластичного лака, позволяет офорту по тонкости соперничать с работой граверов. Он - автор первого практического руководства по офорту. И в значительной степени, это его заслуга, что офорт, наряду с другими методами гравюры, считаются отныне искусством, в полной мере способным соперничать со станковой живописью и другими изобразительными искусствами.
Исполненная нюансов, техника офорта оказалась лучше всего приспособленной для того, чтобы примирить аскетическую строгость резцовой гравюры и капризы живописного воображения. Совмещая обе техники, граверы XVI и XVII века значительно расширили выразительные возможности резцовой гравюры. Многие граверы офортом намечали рисунок, который предстояло гравировать резцом. Тому объяснением – легкость, с которой мы держим иглу, точно так же, как держали бы карандаш, послушно и без всякого усилия подчиняющийся нашей воле.
Техника офорта, больше чем любая другая, подвержена случайным совпадениям и характеру ее автора. Имеется столько же манер вести иглу по лаку, сколько существует манер рисования – достаточно взглянуть на рисунки, оставленные нам художниками прошлых эпох; между тем, имеется лишь один способ держать резец, нож или стамеску.
С 1530 г, она начинает свое победное шествие благодаря Франческо Маццола, более известному как Пармиджанино, который, освоив эту технику, пользовался ей с чрезвычайным блеском. Офорт очень быстро становится излюбленным средством выражения "художников-граверов ".
Основной инструмент офортиста - простая игла, позволяющая достигать графических результатов, близких к технике рисунка пером. Между тем, эта техника претерпевает значительные изменения в начале XVII-ого века, благодаря трем главным нововведениям, которыми она обязана лотарингскому граверу Жаку Калло. Он начинает использовать трехгранный инструмент, близкий к резцу, который позволяет изменять толщину штриха, добиваясь, таким образом, особенного изящества в передаче объемов. Это расширяет графические возможности офорта. Он также отказывается от употребления мягкого лака, использовавшегося до сих пор, который не давал возможности граверу опираться рукой на пластину. Он вводит в обращение твердый лак, позаимствовав его у скрипичных мастеров, который обеспечивает легкость исполнения, действительно аналогичную легкости исполнения рисунка пером. Кроме того, Жак Калло изобретает способ "многократного травления", что позволяет защищать некоторые участки пластины после первого травления, прежде чем ее погружать снова в травильную ванну. Это позволяет ему обыгрывать толщину и глубину штриха и изменять таким образом характер линии с большой точностью.
Жак Калло
Пандора
Пандора
офорт, 92х133 мм, 1625/26
Абрахам Босс, благодаря применению более эластичного лака, позволяет офорту по тонкости соперничать с работой граверов. Он - автор первого практического руководства по офорту. И в значительной степени, это его заслуга, что офорт, наряду с другими методами гравюры, считаются отныне искусством, в полной мере способным соперничать со станковой живописью и другими изобразительными искусствами.
Абрахам Босс
Весна
Весна
из серии "Времена года"
офорт, 264х330 мм
Техника офорта, больше чем любая другая, подвержена случайным совпадениям и характеру ее автора. Имеется столько же манер вести иглу по лаку, сколько существует манер рисования – достаточно взглянуть на рисунки, оставленные нам художниками прошлых эпох; между тем, имеется лишь один способ держать резец, нож или стамеску.
0 коммент.:
Отправить комментарий