суббота, 10 октября 2009 г.

Абрахам Босс (Abraham Bosse) канон и вариант

суббота, 10 октября 2009 г.
История знает революционеров-новаторов и других – теоретиков, малооригинальных в собственном творчестве, но внесших неоценимый вклад в становление тех, кто нашел в трудах последних необходимый импульс и теоретическую основу для собственных исканий. Таков, например, отец-основатель русской академической школы Павел Чистяков. В истории же офорта место почетного учителя по праву принадлежит Абрахаму Боссу, чей учебник офорта Traicté des manières de graver en taille douce sur l'airain par le moyen des eaux-fortes (1645) переведен на десятки языков (включая японский).

Абрахам Босс
Мандрагора офорт

Сын Луи Босса, костюмера немецкого происхождения, иммигрировавшего в Тур, в 1629, он встречает в Париже великого офортиста-новатора Жака Калло, и эта встреча предопределяет как его будущий творческий путь, так и беззаветную преданность офорту.

Но его теоретический ум ищет надежной основы для творчества, и находит ее, не без участия «духа времени» в учении о перспективе лионского архитектора и основоположника проективной геометрии Жерара Дезарга (Gérard Desargues). Не довольствуясь тем, чтобы использовать перспективу Дезарга в своих гравюрах, он публикует целую серию сочинений об этой технике и об ее многообразных применениях. Среди великолепных гравюр, иллюстрирующих эти сочинения, и знаменитая Perspecteurs которая и сегодня используется в качестве "классической " иллюстрации для изданий Декарта или книг по геометрии.

Отстаивая принципы перспективы Дезарга, Босс ведет нескончаемую борьбу с Королевской Академией Живописи и Скульптуры. Именно его борьбе с Академией мы вообще обязаны тем, что нам известно о его жизненном пути. Человек неистощимой энергии, отец десяти детей, он всю жизнь наставляет, пишет, яростно отстаивает свои взгляды, – и все это, конечно, не добавляет его жизни спокойствия.

Этот изобретательный, пусть и лишенный воображения, художник оставил нам огромное наследие: 1506 офорт, выполненный собственноручно, и 31, исполненный по его рисункам другими художниками.

Именно Абрахам Босс способствовал распространению нововведений, привнесенных Жаком Калло (таких как использование твердого лака и гравировальной иглы трехгранного сечения), но добровольно отказываясь от всего, что присуще именно офорту, он доводит до абсурда сходство с резцовой гравюрой. И если листы его подчас смотрятся серо и вяло, то в этом повинны усердие, избыток которого мешает ему сохранить необходимый запас белого, и травление в кислоте, смягчающее штрих, который резец делает более сухим и определенным.

Но чего не отнять – так это умения искусно населять роскошные интерьеры элегантными мужчинами и женщинами, одетыми по моде Луи XIII, на время правления которого приходится начало его карьеры. Сын костюмера умел в лучшем свете представить костюмы своей эпохи, и мы можем рассматривать многие из его графических листов, прежде всего как форму "рекламы " семейной продукции.

Многочисленные гравюры, изображающие различные профессии и сцены повседневной жизни, способны рассказать больше чем иная фотография историкам и литераторам при воссоздании костюмов, нравов, занятий и развлечений той эпохи.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
ТЕХНИКА ОФОРТА. Design by Pocket