понедельник, 16 ноября 2009 г.

Акватинта (другие способы)

понедельник, 16 ноября 2009 г. 0
Своеобразную фактуру, напоминающую акватинту, можно получить и не используя канифоль.

Способ первый
Доску грунтуют обыкновенным твердым офортным лаком, по теплому еще грунту просеивают через ткань или густое сито мелкотолченную поваренную соль и снова легко подогревают, благодаря чему крупинки соли глубже оседают на металл.
Остывшую доску опускают в воду; соль быстро растворяется, оставляя мелкие точки обнаженного металла. Дальше ведется травление так же, как и в случае традиционной акванинты. (После печати точки будут темные на светлом фоне, тогда как при запылении пластинки канифолью - наоборот - светлые на темном).

Способ второй
Доска запыляется жидким лаком с помощью аэрографа.
Можно поступить иначе: на жесткую щетку набрать немного жидкого лака и тереть ею по проволочной сетке. Доска забрызгивается мелкими точками. Если нужно забрызгать отдельные поверхности, то делают это, закрывая то, что не нужно, шаблоном.

Способ третий
На загрунтованную твердым лаком пластину накладывают наждачную бумагу и прокатывают на станке (давление следует устанавливать не очень сильное). После осторожного удаления бумаги получают зерно разной величины и структуры.

суббота, 7 ноября 2009 г.

ОФОРТ (популярное описание техники)

суббота, 7 ноября 2009 г. 2
Этот пост адресован тем, кто пока только смутно представляет себе, что такое офорт, и хотел бы познакомиться с доступным и последовательным описанием процесса его создания.

1. Сначала, конечно, задумывается композиция, выполняются эскизы и делается подробный рисунок. Некоторые художники заботятся о том, чтобы этот первоначальный рисунок был максимально проработан, некоторые - наоборот: предпочитают импровизировать, рисуя иглой по лаку.

Валентин Корякин    Рашков. Вечер
подготовительный рисунок и офорт

2. Медная или цинковая пластинка необходимого размера шлифуется и полируется. Это делается или в заводских условиях, или с помощью специальных шлифовальных машинок, или, наконец, если пластинка небольшая, вручную наждачной бумагой и полировальной пастой. Если предполагается тонкая проработка деталей и чистый белый фон, пластинка должна быть отполирована до состояния зеркала.

3. Поверхность пластинки обезжиривается и грунтуется специальным кислотоупорным лаком.

4. Рисунок переводится на лак с помощью копирки в обратную сторону (зеркальное изображение), потому что после оттиска награвированного изображения на бумагу рисунок снова переворачивается.

5. Офортной иглой художник царапает изображение подобно тому, как рисует пером по бумаге, только вместо черной линии на белом фоне игла обнажая металл, оставляет светлый штрих на темной поверхности лака. Иглой можно награвировать очень мелкие детали. Поэтому художники-офортисты нередко пользуются лупой.

6. Рисунок готов. Обратная сторона пластинки покрывается кислотоупорным лаком или заклеивается оракалом, который также не подвергается разъедающему действию кислоты. Пластинка погружается в кювету с кислотой (обычно - азотной). Процесс травления должен вестись в специальном вытяжном шкафу или (в теплое время и при небольших размерах) на балконе. Кювету на время травления следует накрывать куском стекла или пластика. В противном случае, пары кислоты способны повредить слизистую дыхательных путей и разрушить эмаль зубов!

7. Пластина извлекается из кислоты и промывается проточной водой. Лак смывается разбавителем. На пластине становится виден рисунок - углубленные штрихи, следы травления кислотой.

8. С помощью резинового шпателя пластинка покрывается тонким слоем офортной краски. Газетной бумагой и ладонью краска аккуратно удаляется с поверхности пластины, оставаясь только в штрихах-бороздках.



9. На офортном станке пластинка покрывается листом влажной бумаги и прокатывается под давлением между двумя валами; давление обеспечивает перевод краски, оставшейся в углублениях штрихов, на бумагу.

10. Чтобы избежать коробления, бумага наклеивается на планшет и просушивается.

среда, 4 ноября 2009 г.

Необычный офорт-литография Родольфа Бредена

среда, 4 ноября 2009 г. 0
"Зачарованный дом" был исполнен Бреденом в технике офорта, и хотя не сохранилось ни одного оттиска этого первого состояния, о нем мы можем составить некоторое представление по литографским оттискам, поскольку художник перевел офорт на литографский камень. Затем Бресден вновь обращается к гравюре, он добавляет два темных дерева около левого края, высокое дерево вверху справа, и башенку перед правым скатом крыши. Сделав несколько оттисков, он поручает печатному мастеру Лемерсье вновь перевести офорт на камень и напечатать тираж.

Зачарованный дом литография

Известен и посмертный тираж этой литографии (25-50 оттисков), но переиздание имеет дефект в виде большого черного пятна на крыше дома. Существует около 110 прижизненных оттисков "Зачарованного дома", но они крайне редко попадают на рынок и посему являются желанной добычей коллекционеров графики.

Немногие печатные мастера в истории были столь внимательны к деталям, как Бреден, поэтому удивительно, что он добавляя башню, он не потрудился сошлифовать крышу, которая, ясно просматривается сквозь башню. Но самым любопытным в этой работе, бесспорно, является тот факт, что художник, сомневаясь, что медная форма сможет выдержать многократное тиражирование, первоначально исполнил эту композицию в гравюре, а затем перенес ее на камень, таким образом создав удивительно детальную и тонко проработанную литографию.
 
ТЕХНИКА ОФОРТА. Design by Pocket