четверг, 29 октября 2009 г.

Гравюра на стекле (листая старые книги)

четверг, 29 октября 2009 г.
Стекло сопротивляется действию всех кислот, кроме фтористой кислоты. Фтористая кислота травит стекло так же, как азотная кислота травит медь, поэтому на стекле можно гравировать таким же образом, как и на меди.

Существует несколько способов сделать это. Прежде всего опишем способ травления фтористой кислотой в газообразном состоянии. Покрыв стекло, на котором будет награвировано изображение, тонким слоем ярого воска, гравируем на нем подобно тому, как мы процарапываем рисунок на офортном лаке. Затем нам потребуется флюоритовый шпат, который следует тщательно растолочь и поместить в свинцовую кювету. Сверху наливаем немного серной кислоты и помещаем стекло награвированным изображением вниз на два или три дюйма выше. Осторожно нагреваем свинцовую кювету, кислота воздействует на флюоритовый шпат, и высвобождающийся газ протравливает стекло в тех местах, где слой воска был процарапан при нанесении рисунка. Когда стекло достаточно протравилось, воск может быть удален с помощью терпентина.

Можно травить стекло и жидкой фтористой кислотой, вылепив по краю стекла восковые бордюры и наливая кислоту вовнутрь.

Третий метод гравюры на стекле состоит в следующем: грунтуем стекло воском, гравируем изображение, по краю стекла наращиваем восковые бордюры. Помещаем на стекло истолченный флюоритовый шпат и заливаем его разведенной с водой серной кислотой. Серная кислота высвобождает фтористую кислоту, которая, будучи поглощенной водой, протравит стекло.

Таким способом можно гравировать на стекле красивые орнаменты, эту технику можно применять также для украшения оконных стекол, рисуя на них узоры битумным лаком и затем подвергая действию газа. Чем дольше непокрытый лаком участок стекла подвергается действию газа, тем более непрозрачным становится он. Можно добиваться той или иной степени матовости стекла, удлиняя или сокращая процесс.

P.S. Я люблю перелистывать старые руководства по гравюре или находить в интернете издания старых книг прошлого-позапрошлого века (в интернете их появляется все больше, пока, к сожалению, не на русском). Описания техник гравирования, рецепты лаков, кислот, необычные приемы работы,- все это по мере возможностей и свободного времени я буду публиковать на виртуальных страницах этого блога под рубрикой "Листая старые книги". Эта информация не всегда будет относится непосредственно к технике офорта, все же, надеюсь, найдутся читатели, кому, как и мне, она покажется интересной.

3 коммент.:

Анонимный комментирует...

Было интересно, а нет ли какой-нибудь информации о технике хромолитографии, кажется, многие иллюстрации в книгах девятнадцатого века печатались с ее использованием?

Анонимный комментирует...

а как печатают со стекла?

Анонимный комментирует...

печать со стекла почти ювелирное дело. во-первых надо не расколоть само стекло, во-вторых подобрать то давление, которое будет достаточным для снятия краски, и в-третьих надо подобрать саму краску.
самое интересное, что можно совместить высокую и глубокую печать в один прогон. и помогает в этом глицерин, добавленный в краску. Рядом со стеклом необходимо уложить две металлические или пластиковые направляющие для того, чтобы вал офортного станка не раздавил стекло. Эти трамплины должны быть выше толщины стекла, ведь еще фетр на валу давит. А дальше - метод проб.
Удачи. Результат схож с монотипией, каждый оттиск неповторим.

Отправить комментарий

 
ТЕХНИКА ОФОРТА. Design by Pocket