понедельник, 16 ноября 2009 г.

Акватинта (другие способы)

понедельник, 16 ноября 2009 г. 0
Своеобразную фактуру, напоминающую акватинту, можно получить и не используя канифоль.

Способ первый
Доску грунтуют обыкновенным твердым офортным лаком, по теплому еще грунту просеивают через ткань или густое сито мелкотолченную поваренную соль и снова легко подогревают, благодаря чему крупинки соли глубже оседают на металл.
Остывшую доску опускают в воду; соль быстро растворяется, оставляя мелкие точки обнаженного металла. Дальше ведется травление так же, как и в случае традиционной акванинты. (После печати точки будут темные на светлом фоне, тогда как при запылении пластинки канифолью - наоборот - светлые на темном).

Способ второй
Доска запыляется жидким лаком с помощью аэрографа.
Можно поступить иначе: на жесткую щетку набрать немного жидкого лака и тереть ею по проволочной сетке. Доска забрызгивается мелкими точками. Если нужно забрызгать отдельные поверхности, то делают это, закрывая то, что не нужно, шаблоном.

Способ третий
На загрунтованную твердым лаком пластину накладывают наждачную бумагу и прокатывают на станке (давление следует устанавливать не очень сильное). После осторожного удаления бумаги получают зерно разной величины и структуры.

суббота, 7 ноября 2009 г.

ОФОРТ (популярное описание техники)

суббота, 7 ноября 2009 г. 2
Этот пост адресован тем, кто пока только смутно представляет себе, что такое офорт, и хотел бы познакомиться с доступным и последовательным описанием процесса его создания.

1. Сначала, конечно, задумывается композиция, выполняются эскизы и делается подробный рисунок. Некоторые художники заботятся о том, чтобы этот первоначальный рисунок был максимально проработан, некоторые - наоборот: предпочитают импровизировать, рисуя иглой по лаку.

Валентин Корякин    Рашков. Вечер
подготовительный рисунок и офорт

2. Медная или цинковая пластинка необходимого размера шлифуется и полируется. Это делается или в заводских условиях, или с помощью специальных шлифовальных машинок, или, наконец, если пластинка небольшая, вручную наждачной бумагой и полировальной пастой. Если предполагается тонкая проработка деталей и чистый белый фон, пластинка должна быть отполирована до состояния зеркала.

3. Поверхность пластинки обезжиривается и грунтуется специальным кислотоупорным лаком.

4. Рисунок переводится на лак с помощью копирки в обратную сторону (зеркальное изображение), потому что после оттиска награвированного изображения на бумагу рисунок снова переворачивается.

5. Офортной иглой художник царапает изображение подобно тому, как рисует пером по бумаге, только вместо черной линии на белом фоне игла обнажая металл, оставляет светлый штрих на темной поверхности лака. Иглой можно награвировать очень мелкие детали. Поэтому художники-офортисты нередко пользуются лупой.

6. Рисунок готов. Обратная сторона пластинки покрывается кислотоупорным лаком или заклеивается оракалом, который также не подвергается разъедающему действию кислоты. Пластинка погружается в кювету с кислотой (обычно - азотной). Процесс травления должен вестись в специальном вытяжном шкафу или (в теплое время и при небольших размерах) на балконе. Кювету на время травления следует накрывать куском стекла или пластика. В противном случае, пары кислоты способны повредить слизистую дыхательных путей и разрушить эмаль зубов!

7. Пластина извлекается из кислоты и промывается проточной водой. Лак смывается разбавителем. На пластине становится виден рисунок - углубленные штрихи, следы травления кислотой.

8. С помощью резинового шпателя пластинка покрывается тонким слоем офортной краски. Газетной бумагой и ладонью краска аккуратно удаляется с поверхности пластины, оставаясь только в штрихах-бороздках.



9. На офортном станке пластинка покрывается листом влажной бумаги и прокатывается под давлением между двумя валами; давление обеспечивает перевод краски, оставшейся в углублениях штрихов, на бумагу.

10. Чтобы избежать коробления, бумага наклеивается на планшет и просушивается.

среда, 4 ноября 2009 г.

Необычный офорт-литография Родольфа Бредена

среда, 4 ноября 2009 г. 0
"Зачарованный дом" был исполнен Бреденом в технике офорта, и хотя не сохранилось ни одного оттиска этого первого состояния, о нем мы можем составить некоторое представление по литографским оттискам, поскольку художник перевел офорт на литографский камень. Затем Бресден вновь обращается к гравюре, он добавляет два темных дерева около левого края, высокое дерево вверху справа, и башенку перед правым скатом крыши. Сделав несколько оттисков, он поручает печатному мастеру Лемерсье вновь перевести офорт на камень и напечатать тираж.

Зачарованный дом литография

Известен и посмертный тираж этой литографии (25-50 оттисков), но переиздание имеет дефект в виде большого черного пятна на крыше дома. Существует около 110 прижизненных оттисков "Зачарованного дома", но они крайне редко попадают на рынок и посему являются желанной добычей коллекционеров графики.

Немногие печатные мастера в истории были столь внимательны к деталям, как Бреден, поэтому удивительно, что он добавляя башню, он не потрудился сошлифовать крышу, которая, ясно просматривается сквозь башню. Но самым любопытным в этой работе, бесспорно, является тот факт, что художник, сомневаясь, что медная форма сможет выдержать многократное тиражирование, первоначально исполнил эту композицию в гравюре, а затем перенес ее на камень, таким образом создав удивительно детальную и тонко проработанную литографию.

четверг, 29 октября 2009 г.

Гравюра на стекле (листая старые книги)

четверг, 29 октября 2009 г. 3
Стекло сопротивляется действию всех кислот, кроме фтористой кислоты. Фтористая кислота травит стекло так же, как азотная кислота травит медь, поэтому на стекле можно гравировать таким же образом, как и на меди.

Существует несколько способов сделать это. Прежде всего опишем способ травления фтористой кислотой в газообразном состоянии. Покрыв стекло, на котором будет награвировано изображение, тонким слоем ярого воска, гравируем на нем подобно тому, как мы процарапываем рисунок на офортном лаке. Затем нам потребуется флюоритовый шпат, который следует тщательно растолочь и поместить в свинцовую кювету. Сверху наливаем немного серной кислоты и помещаем стекло награвированным изображением вниз на два или три дюйма выше. Осторожно нагреваем свинцовую кювету, кислота воздействует на флюоритовый шпат, и высвобождающийся газ протравливает стекло в тех местах, где слой воска был процарапан при нанесении рисунка. Когда стекло достаточно протравилось, воск может быть удален с помощью терпентина.

Можно травить стекло и жидкой фтористой кислотой, вылепив по краю стекла восковые бордюры и наливая кислоту вовнутрь.

Третий метод гравюры на стекле состоит в следующем: грунтуем стекло воском, гравируем изображение, по краю стекла наращиваем восковые бордюры. Помещаем на стекло истолченный флюоритовый шпат и заливаем его разведенной с водой серной кислотой. Серная кислота высвобождает фтористую кислоту, которая, будучи поглощенной водой, протравит стекло.

Таким способом можно гравировать на стекле красивые орнаменты, эту технику можно применять также для украшения оконных стекол, рисуя на них узоры битумным лаком и затем подвергая действию газа. Чем дольше непокрытый лаком участок стекла подвергается действию газа, тем более непрозрачным становится он. Можно добиваться той или иной степени матовости стекла, удлиняя или сокращая процесс.

P.S. Я люблю перелистывать старые руководства по гравюре или находить в интернете издания старых книг прошлого-позапрошлого века (в интернете их появляется все больше, пока, к сожалению, не на русском). Описания техник гравирования, рецепты лаков, кислот, необычные приемы работы,- все это по мере возможностей и свободного времени я буду публиковать на виртуальных страницах этого блога под рубрикой "Листая старые книги". Эта информация не всегда будет относится непосредственно к технике офорта, все же, надеюсь, найдутся читатели, кому, как и мне, она покажется интересной.

среда, 28 октября 2009 г.

Нанесение офортного лака с помощью валика

среда, 28 октября 2009 г. 0
На сегодняшний день многие офортисты грунтуют пластину с помощью каучукового валика: в состав используемого при этом офортного лака входит эссенция лаванды, разжижающая лак настолько, что становится возможным нанесение его способом, изображенным на фото. Лак этот бывает двух видов: черный лак, высыхающий быстрее и имеющий черную непрозрачную поверхность, и белый лак - более мягкий, медленнее сохнущий и прозрачный. Некоторые офортисты для грунтовки пластины смешивают оба лака.

Небольшое количества лака выдавливается из тюбика на поверхность стекла или мраморного камня для растирания красок. Выдавленную пасту следует с особой тщательностью раскатывать валиком, чтобы на его поверхности образовался тонкий и однородный слой лака. Затем лак наносится на пластину. Чем тоньше и равномернее загрунтована пластина, тем более точных и мелких деталей изображения удастся достичь при гравировании. Лучше наносить лак на слегка подогретую пластину.

Иногда приходится ждать несколько дней до тех пор, пока лак окончательно высохнет, и можно будет гравировать. Однако этот вид лака имеет несомненное преимущество в том, как долго он сохраняет свою эластичность. Он не утрачивает своих свойств многие месяцы, превосходя в этом и твердый офортный лак, и жидкий лак, который вообще лучше использовать немедленно после его высыхания.

среда, 21 октября 2009 г.

Родольф Бреден

среда, 21 октября 2009 г. 0
Максим Дю Камп, в Салоне 1861 г. (стр. 170-171), публикует следующее, двусмысленное описание «Доброго самаритянина»:

"Рисунки пером г. Бредена, походят на фантазии гашишника: все в них имеет равную ценность; это невообразимый хаос, в который нужно долго вглядываться, чтобы суметь различить что-либо. … Но они весьма любопытны: каждая ветвь дерева таит птицу, обезьяну или насекомое. Диковинная фауна кишит в этих дебрях растительности, города являются вдалеке, деревья переплетаются, лужи, камыши, чертополохи, аисты, удоды, облака, ласточки, запряженный дромадер,– и, наконец, пресыщенный взгляд обнаруживает человека, одетого по-турецки, который приходит на помощь другому,– что и является объяснением названия. Между тем «Доброго самаритянина» не назовешь работой первого встречного, да, творение это – странно, болезненно запутано, лишено оригинальности, на которую претендовало, но это шедевр терпения".

Родольф Бреден
"Добрый самаритянин"
литография, 1861

Подробнее о Родольфе Бредене, его графическом творчестве и его влиянии на одного из самых самобытных художников 19 века – Одилона Редона, я расскажу в последующих публикациях.

суббота, 10 октября 2009 г.

Абрахам Босс (Abraham Bosse) канон и вариант

суббота, 10 октября 2009 г. 0
История знает революционеров-новаторов и других – теоретиков, малооригинальных в собственном творчестве, но внесших неоценимый вклад в становление тех, кто нашел в трудах последних необходимый импульс и теоретическую основу для собственных исканий. Таков, например, отец-основатель русской академической школы Павел Чистяков. В истории же офорта место почетного учителя по праву принадлежит Абрахаму Боссу, чей учебник офорта Traicté des manières de graver en taille douce sur l'airain par le moyen des eaux-fortes (1645) переведен на десятки языков (включая японский).

Абрахам Босс
Мандрагора офорт

Сын Луи Босса, костюмера немецкого происхождения, иммигрировавшего в Тур, в 1629, он встречает в Париже великого офортиста-новатора Жака Калло, и эта встреча предопределяет как его будущий творческий путь, так и беззаветную преданность офорту.

Но его теоретический ум ищет надежной основы для творчества, и находит ее, не без участия «духа времени» в учении о перспективе лионского архитектора и основоположника проективной геометрии Жерара Дезарга (Gérard Desargues). Не довольствуясь тем, чтобы использовать перспективу Дезарга в своих гравюрах, он публикует целую серию сочинений об этой технике и об ее многообразных применениях. Среди великолепных гравюр, иллюстрирующих эти сочинения, и знаменитая Perspecteurs которая и сегодня используется в качестве "классической " иллюстрации для изданий Декарта или книг по геометрии.

Отстаивая принципы перспективы Дезарга, Босс ведет нескончаемую борьбу с Королевской Академией Живописи и Скульптуры. Именно его борьбе с Академией мы вообще обязаны тем, что нам известно о его жизненном пути. Человек неистощимой энергии, отец десяти детей, он всю жизнь наставляет, пишет, яростно отстаивает свои взгляды, – и все это, конечно, не добавляет его жизни спокойствия.

Этот изобретательный, пусть и лишенный воображения, художник оставил нам огромное наследие: 1506 офорт, выполненный собственноручно, и 31, исполненный по его рисункам другими художниками.

Именно Абрахам Босс способствовал распространению нововведений, привнесенных Жаком Калло (таких как использование твердого лака и гравировальной иглы трехгранного сечения), но добровольно отказываясь от всего, что присуще именно офорту, он доводит до абсурда сходство с резцовой гравюрой. И если листы его подчас смотрятся серо и вяло, то в этом повинны усердие, избыток которого мешает ему сохранить необходимый запас белого, и травление в кислоте, смягчающее штрих, который резец делает более сухим и определенным.

Но чего не отнять – так это умения искусно населять роскошные интерьеры элегантными мужчинами и женщинами, одетыми по моде Луи XIII, на время правления которого приходится начало его карьеры. Сын костюмера умел в лучшем свете представить костюмы своей эпохи, и мы можем рассматривать многие из его графических листов, прежде всего как форму "рекламы " семейной продукции.

Многочисленные гравюры, изображающие различные профессии и сцены повседневной жизни, способны рассказать больше чем иная фотография историкам и литераторам при воссоздании костюмов, нравов, занятий и развлечений той эпохи.

вторник, 6 октября 2009 г.

Рецепт 1 твердого лака для офорта

вторник, 6 октября 2009 г. 0
Офортный лак без труда можно найти в продаже в городах, где есть довольно крупные магазины художественных материалов. Все же я буду постоянно публиковать разнообразные рецепты из старых руководств по офортной технике, потому что, наверняка, найдутся любители, которые захотят разобраться, какие же компоненты и каким образом определяют свойства офортного лака.

Каждый рецепт будет сопровождаться ссылкой на источник. Экзотические названия некоторых компонентов смущать не должны, в интернете вы без труда найдете информацию о том, что они собой представляют, более того, некоторые из них даже доступны на российском рынке.

Приведенный ниже рецепт взят из небольшого руководства (оригинал книги вы найдете здесь): The art and practice of etching with directions for other methods of light and entertaining engraving. by Henry Thomas Alken Опубликовано 1849, S. & J. Fuller (London)

Асфальт, бургундская смола ("возгский пек") и воск смешиваются в равной пропорции и помещаются в глиняный горшочек и нагреваются до тех пор, пока полностью не растают. Все это делается при непрерывном помешивании, чтобы достичь полной однородности массы. Затем полученная смесь выливается в посудину с холодной водой. Пока образовавшийся сгусток еще не окончательно остыл, вынимаем его из воды и, раскатывая, придаем ему форму шара.
Оборачиваем остывший шар в шелковый мешочек, как это описано здесь.

понедельник, 5 октября 2009 г.

ОФОРТ в один цвет, но в несколько досок

понедельник, 5 октября 2009 г. 0
Для получения красивой фоновой фактуры под офорт, выполненный в технике травленого штриха можно использовать дополнительную пластину-подкладку (или даже несколько пластин, у меня их число доходило для трех, причем офорт печатается в один цвет!).

Ее можно приготовить, используя техники открытого травления, акватинты или рисуя по незагрунтованной пластине литографским карандашом и затем травя ее в кислоте. Лучше использовать медную пластину, так как цинковые пластины, в большинстве своем, после открытого травления дают тон различной интенсивности, несколько похожий на фактуру механической акватинты, только с резкими границами переходов из тона в тон. Для того чтобы образовавшиеся фактуры создали мягкий и ненавязчивый фоновый узор, их можно смягчить, погрузив смытую пластину (оставив, разумеется, под лаком обратную сторону) на некоторое время в кислоту.

Так выглядела пластина-подкладка:


А это офорт, напечатанный одним цветом с двух досок, фоновой и рисующей:

Владислав Корякин
Воспоминание 1 2008 г.

воскресенье, 4 октября 2009 г.

ОФОРТ vs ГРАВЮРА Канон и вариант

воскресенье, 4 октября 2009 г. 1
Гравюра, настоящее масс-медиа прошлого, настаивала на продуманности и точности воспроизведения, с первых дней, ей были равно присущи литературность и сюжетность. Офорт, подражая и соревнуясь, все же не упускал случая иронично деформировать прямизну этой унаследованной линии.

Уже Геркулес Сегерс (1590-1640), предвидя эти горизонты, отважно экспериментировал, печатал, используя разнообразные цветные подкладки или попросту раскрашивал оттиски акварелью; задолго до изобретения акватинты и мягкого лака, каким-то доподлинно не установленным способом добивался похожего эффекта; и даже, как гласит молва, использовал нежную материю ночных рубах своей несчастной жены, не удовлетворяясь тем, что могла дать ему бумага. Этот горький пьяница, чью недолгую жизнь оборвало нелепое падение с лестницы, был, пожалуй, первым, кто испытал на себе все соблазны офорта, кто понял, что фактура поверхности это тоже язык, – и не менее содержательный, чем риторика образа, что мастерство офортиста может быть не только каллиграфией, но и блужданием бездомной иглы по поверхности пластины в поисках несказанного, что офорт – это грустное празднество варианта, упраздняющего канон, торжество интонации, опровергающей текст.

четверг, 1 октября 2009 г.

ГЕРКУЛЕС СЕГЕРС

четверг, 1 октября 2009 г. 0


среда, 30 сентября 2009 г.

ОФОРТ травленый штрих - примеры работ

среда, 30 сентября 2009 г. 0
Октавиан Пенда
Фракийский всадник 1 травленый штрих

Станислав Никиреев
Весенние встречи травленый штрих

вторник, 29 сентября 2009 г.

вторник, 29 сентября 2009 г. 0
Нанесение лака на пластину с помощью валика

ОФОРТ способ нанесения лака с помощью тампона

Существуют три способа нанесения лака.

Старый, классический способ состоит в том, чтобы покрывать лаком пластину с помощью тампона. Готовый к употреблению лак имеется в продаже, он имеет форму усеченного конуса, напоминающего кусок очень темной амбры, он составлен из ярого воска*, мастики и сирийского асфальта (bitume de Judée). Фламандцы и голландцы добавляли расплавленную амбру, позже копал и греческую смолу. Твердый лак художников прошлого варился в льняном масле.

Итак, надо завернуть этот конус в квадратный кусок тафты. Положим основание конуса в центр квадрата, поднимем четыре угла ткани и перевяжем их нитью на высоте верхушки конуса. Лак, таким образом, окажется в мешочке, верх которого будет служить ручкой, ткань будет выполнять функцию фильтра и помешает примесям, имеющимся в лаке попадать на медь.

Нагревая медную пластину на электрической плите, начинаем водить лак, обернутый в ткань, по поверхности металла; лак будет таять и тонким слоем просачиваться на поверхность, однако нагревание не должно быть чересчур сильным, иначе мы рискуем сжечь лак, который от этого может потерять эластичность и стать рассыпчатым. Другим тампоном уравниваем лак. Пока пластинка еще не остыла, переворачиваем ее над факелом, воск которого смешан с жиром, а фитиль сделан из пакли. Этот факел производит коптящий дым, который проникает в лак, и он, утрачивая свою полупрозрачную красно-коричневую окраску, становится глубокого черного цвета, а остывая, становится похож на красивый гладкий мрамор.

*ярый - воск, полученный путём перетапливания свежеотстроенных сотов на водяной бане без контакта с водой и при отсутствии давления

продолжение следует

понедельник, 28 сентября 2009 г.

ОФОРТ грунтовка пластины общие сведения

понедельник, 28 сентября 2009 г. 0
Для начала следует загрунтовать лаком металлическую пластину; можно использовать цинковые, медные или латунные пластины, и все же красная медь пользуется наибольшим признанием у офортистов. Никакой другой металл не обладает такой устойчивостью и однородностью структуры, равно заметной при гравировании резцом и при травлении в кислоте. Цинк травится быстрее, однако травление это менее однородно, штрих может иметь неровные края и растравливаться больше в ширину, чем в глубину.

Следует тщательно очистить и обезжирить поверхность металла. Между лаком и металлом не должно быть никакого постороннего вещества, иначе есть опасность того, что лак будет скалываться под иглой, вздуваться или отслаиваться в кислоте. Штрих, награвированный на дефектном лаке, будет травиться неровно. В результате появятся рваные штрихи и загрязняющие изображение черноты, которые, впрочем, Рембрандт, несмотря ни на что, умел заставить служить красоте своих произведений.

продолжение следует

воскресенье, 27 сентября 2009 г.

ОФОРТ история офорта

воскресенье, 27 сентября 2009 г. 0
Офорт – самая живописная техника гравюры. В Средние века ее используют арабские мастера, чтобы украшать вооружение (для насечки узоров на стальных изделиях), и лишь в начале XVI века она впервые применяется для получения эстампов с гравированных досок. Первыми из известных граверов, кто использовал эту технику были Урс Граф и Альбрехт Дюрер.

С 1530 г, она начинает свое победное шествие благодаря Франческо Маццола, более известному как Пармиджанино, который, освоив эту технику, пользовался ей с чрезвычайным блеском. Офорт очень быстро становится излюбленным средством выражения "художников-граверов ".

Основной инструмент офортиста - простая игла, позволяющая достигать графических результатов, близких к технике рисунка пером. Между тем, эта техника претерпевает значительные изменения в начале XVII-ого века, благодаря трем главным нововведениям, которыми она обязана лотарингскому граверу Жаку Калло. Он начинает использовать трехгранный инструмент, близкий к резцу, который позволяет изменять толщину штриха, добиваясь, таким образом, особенного изящества в передаче объемов. Это расширяет графические возможности офорта. Он также отказывается от употребления мягкого лака, использовавшегося до сих пор, который не давал возможности граверу опираться рукой на пластину. Он вводит в обращение твердый лак, позаимствовав его у скрипичных мастеров, который обеспечивает легкость исполнения, действительно аналогичную легкости исполнения рисунка пером. Кроме того, Жак Калло изобретает способ "многократного травления", что позволяет защищать некоторые участки пластины после первого травления, прежде чем ее погружать снова в травильную ванну. Это позволяет ему обыгрывать толщину и глубину штриха и изменять таким образом характер линии с большой точностью.

 Жак Калло
Пандора
офорт, 92х133 мм, 1625/26

Абрахам Босс, благодаря применению более эластичного лака, позволяет офорту по тонкости соперничать с работой граверов. Он - автор первого практического руководства по офорту. И в значительной степени, это его заслуга, что офорт, наряду с другими методами гравюры, считаются отныне искусством, в полной мере способным соперничать со станковой живописью и другими изобразительными искусствами.

 Абрахам Босс 
В печатной мастерской

Абрахам Босс 
Весна 
из серии "Времена года"
офорт, 264х330 мм

Исполненная нюансов, техника офорта оказалась лучше всего приспособленной для того, чтобы примирить аскетическую строгость резцовой гравюры и капризы живописного воображения. Совмещая обе техники, граверы XVI и XVII века значительно расширили выразительные возможности резцовой гравюры. Многие граверы офортом намечали рисунок, который предстояло гравировать резцом. Тому объяснением – легкость, с которой мы держим иглу, точно так же, как держали бы карандаш, послушно и без всякого усилия подчиняющийся нашей воле.

Техника офорта, больше чем любая другая, подвержена случайным совпадениям и характеру ее автора. Имеется столько же манер вести иглу по лаку, сколько существует манер рисования – достаточно взглянуть на рисунки, оставленные нам художниками прошлых эпох; между тем, имеется лишь один способ держать резец, нож или стамеску.
 
ТЕХНИКА ОФОРТА. Design by Pocket